Полезная информация

04.10.2012

Неизвестная телефонистка
То ли давно это было, то ли недавно — все зависит от ощущений.
Для тех, кто начал, кажется, будто вчера. Лучше всего назвать обстоятельства времени, места и действия. Тогда сразу все станет ясно.
1931 год. Весна. Москва. Мамоновский переулок (теперь он называется переулком Садовских).
В переулке — серое здание. В здании — Центральный Дом художественного воспитания детей.
В Доме художественного воспитания — сектор детского театра.
В секторе — заведующая — Ленора Густавовна Шпет. У заведующей — телефон. Она снимает трубку и звонит артисту Московского Художественного театра Второго Сергею Владимировичу Образцову, тому, который поет на концертах и показывает из-за ширмы кукол.
От имени дирекции Дома Шпет предлагает Образцову организовать кукольный театр.

04.10.2012

Небольшой городок Плзень в Чехословакии. Здесь все знают друг друга. В центре — городской клуб. А любимое развлечение в клубе — куклы.
Молодой учитель рисования Йосеф Скупа, который работал одновременно и электротехником, объявил, что в ближайший выходной день он покажет представление.

04.10.2012

— Сядь за рояль, ты должен повторить эту пьеску, а когда придут гости, ты сыграешь для них. Так требует бонтон.
Что такое бонтон? — звонкий детский голос перебивает монотонную речь папаши.
Бонтон... Это когда приходят гости, а ты, например...
Что такое бонтон? — не унимается малыш. В его лукавой настойчивости не только неистребимая детская любознательность. Гурвинек (а это он) прекрасно понимает, что папаша и сам толком не знает, что такое этот проклятый бонтон.
Спейбл и Гурвинек стали героями театра «S + Н», но они часто выступают и в популярных программах. Даже теперь, когда умер их создатель Йосеф Скупа.

03.10.2012

В Москве на Садово-Самотечной улице стоит квадратное белое здание с широкими стеклянными дверями. Над ними — часы. Во многих городах мира существуют большие часы — куранты, звон которых слышен на всех соседних с часами улицах. Бывают часы, украшенные фигурками: начинается звон, и фигурки приходят в движение, словно в механическом кукольном театре. Но таких часов, какие есть в Москве, не встретишь ни на одном здании мира. Это часы особенные, уникальные. И фигурки здесь необыкновенные.

03.10.2012

Сравнение традиционных представлений перчаточных кукол Китая и России выявляет черты, их сближающие, но не типичные для европейского театра.
Это, во-первых, пантомимические номера фехтования и жонглирования. В европейском народном театре перчаточных кукол, как правило, подобные номера не исполнялись. В русском «Петрушке» они обязательны, хотя много места не занимают, сюжетно не связаны ни с остальными сценами, ни с основными персонажами, кажутся чужеродными, вставными интермедиями. Несколько очевидцев упомянули их в литературе.
Д. Ровинский: «В промежутках между действиями пьесы обыкновенно представляются танцы двух арапок... тут же... показывается игра двух паяцев мячами и палкой. Последняя выходит у опытных кукольников ловко и забавно».

03.10.2012

В старинных китайских источниках разные формы театра •объемных кукол не описывались раздельно, по ним трудно установить, о каком именно типе представлений идет речь. Самое раннее упоминание о театре объемных кукол появляется в эпоху Тан (618—907), легенды относят его происхождение к еще более отдаленным временам, однако совершенно очевидно, что в танских документах и в древних легендах говорится не о перчаточных куклах.
В литературе эпохи Сун (960—1279) китайские исследователи обнаружили термин, толкуемый некоторыми из них как «кукла на руке», «перчаточная кукла» (жоу куйлэй, где жоу — тело, плоть, куйлэй — кукла) [245, с. 107, 111]. Но все-таки этот факт нельзя считать бесспорным. Другие же пока не найдены. Глубокое прошлое китайской перчаточной куклы остается на сегодняшний день неясным.

03.10.2012

В Лондоне, в Британском музее, хранится старинная персидская рукопись — богословский трактат XV в., сочиненный Хусейном Кашифи. В трактате есть глава, где театр кукол служит богослову поводом для религиозных размышлений, становится образом, помогающим выразить мистические абстракции суфизма. Рассуждая на эту тему, Кашифи приводит высказывание некоего свидетеля: «Однажды, явившись во время представления, увидел я сидящего человека, который, натянув над головой... (хэймэ.— И. С), держал... две куклы и то задавал вопрос за одну... голосом взрослого мужчины, то отвечал за другую... голосом девушки, слабым и тонким... (Куклы.— И. С.) поссорились, поколотили друг друга и снова стали мириться». Далее Кашифи пишет, что . представления с хэймэ можно давать днем и что кукол приводят в движение руками.

03.10.2012

До самого последнего времени исследователям кукольного театра ничего не было известно о перчаточных куклах Индии. Только во второй половине XX в. начали появляться упоминания и краткие описания. Судя по ним, представления перчаточных кукол были распространены почти по всей стране и сохранились во многих штатах до наших дней.

03.10.2012

Если вы захотите познакомиться с историей театра перчаточных кукол, то вы найдете достаточно литературы о европейских представлениях, об американском их варианте (правда, в основном на европейских языках), о русском «Петрушке». Но вы окажетесь в затруднительном положении, если ваше любопытство потянет вас за пределы Запада. И дело не только в мощном языковом барьере, который немедленно преградит вам путь.

03.10.2012

Индия. Штат Орисса.
Представление перчаточных кукол. Фото из альбома «Фигур унд шпиль»

Стоимость билетов
Телефон для справок
Всероссийский Социологический опрос Театральных зрителей
Культура малой родины
Независимая оценка качества оказываемых услуг
Гранты России
Персональные данные детей береги свои персональные данные
Год театра в России

© Смоленский Театр кукол имени Д.Н.Светильникова, 2009 - 2019

+7 (4812) 38-91-61 (касса театра)

Смоленск, Дзержинского 15а

Посмотреть на карте

WebCanape - разработка и продвижение сайта