Полезная информация
Примерно с 1840-х годов на страницах бытовых очерков, воспоминаний, дневников появляется имя Петрушки, Петра Ивановича Уксусова (в западнорусских краях и в Прибалтике), он же Ванька-Рататуй (от глагола «ратовать» — спасать, помогать при беде, защищать), который с годами становится главным и едва ли не единственным героем русского народного кукольного театра .
Существует мнение , что свое наиболее известное имя Петрушка обрел под влиянием лубков, часто изображавших «дурацких персон». Среди них рано появилось изображение шута и балагура «Петрухи Фарноса (фарное — рыло, морда)».
Три слова, вынесенные в заглавие, суть имена собственные. Но в этом сочетании они становятся нарицательными, так как все они относятся к «бунраку» — японскому театру кукол. Слово «дзёрури» значит спектакль этого театра, ибо несчастная принцесса Дзёрури — героиня самой древней из пьес. Происходящие события комментирует речитативом певец. В 1684 году один из таких комментаторов-певцов принял псевдоним Такэмото Гидайю, что значит «сказитель справедливости», и его искусство так прославилось по всей Японии, что «гидайю» стали называть любого певца в театре бунраку.
Китайский кукольный театр имеет не менее продолжительную историю, чем театр актера. К сожалению, она еще менее изучена, так как китайский театр кукол в еще большей степени является театром народным. Легенды, в которых упоминается о кукольном театре, свидетельствуют о том, что уже в далекие времена кукольники приглашались для выступлений ко дворам правителей; нет никакого сомнения, что в народе кукольный театр существовал задолго до этого.
Для начала попробуйте дать определение: Кукла — это...
Уверена, многие из вас определили куклу как детскую игрушку в виде фигурки человека. С вами согласятся авторы краткого толкового словаря русского языка для иностранцев. Посмотрим, как толкуется это слово в других словарях.
Изначально кукле приписывались свойства живого человека, и она помогала людям как посредник в ритуалах. В русских народных сказках волшебные помощницы — куклы охраняют, защищают, спасают сказочного героя, но при этом требуют к себе почтительного отношения:
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Куклы появились очень давно, как только люди научились лепить из глины, вырезать из дерева и высекать из камня фигуры людей и животных. Так же как и сейчас, одни из них изображали существа реальные, другие были плодом фантазии человека. Девочки баюкали вырезанных из палки младенцев, мальчики целились из игрушечных луков в сплетенных из камыша диких животных. А взрослые украшали свои жилища масками добрых духов и носили на шее, как амулеты, маленькие фигурки богов. Куклы-игрушки появились, вероятно, раньше театральных кукол. Ведь театр произошел от игры.
Как часто в жизни мы произносим слова — «кукла», «ширма», «марионетка», как в суждениях о людях употребляем выражения «дергать за ниточку», «бездушная кукла», «куколка досужая», или даже бранно-сердито — «чертова кукла». В строгих газетных статьях читаем: «марионеточное правительство», «глава — марионетка», «за ширмой громких реляций». Писатель Г. Ибсен назвал свою пьесу «Кукольный дом». «Секреты Полишинеля»,— произносят люди иронически, когда хотят сказать, что и секрета-то никакого нет. «Кукольная комедия!» — негодуем мы по поводу пошлой проделки. «Петрушка какая-то!» — сердимся, сталкиваясь с неразберихой.
Безобидный, казалось бы, театр деревянных, тряпочных, картонных героев! И тем не менее именно на его долю выпало немало тяжких испытаний, суровых наказаний, горестных утрат.
Легенды донесли до нас немало историй китайских кукольников, которых императоры безжалостно наказывали за «дьявольское искусство». Тяжко пришлось и кукольникам в Европе. Особенно нетерпимо относилась к ним инквизиция.
Начиная с тринадцатого века театр кукол стали запрещать во многих странах.
Литературный портрет артиста, в какой бы области искусства он ни творил, задача трудно выполнимая.
Можно ли словами воспроизвести музыкальное звучание, льющееся из-под пальцев Святослава Рихтера или Игоря Ойстраха? Может ли даже талантливый рассказ дать полное- представление о пении Шаляпина или Неждановой? В состоянии ли самый достоверный очерк воспроизвести неповторимую игру на сцене В. Н. Давыдова, В. И. Качалова, С. Л. Кузнецова?
В Северной Америке обитает индейское племя Хопи. Это племя, как, впрочем, и многие другие племена, очень дорожит своими традициями, своими магическими заклинательными танцами.
Но самая большая реликвия Хопи — куклы.
Несколько очень ярких, разноцветных, богато отделанных игрушек, которые подновляются, подкрашиваются, переделываются, сохраняются из поколения в поколение. Эти куклы названы Качино (фигурки предков), и одеты они в костюмы астронавтов. Разной формы у них головы: круглые, будто скафандр со стеклами для глаз, или квадратные — тогда на голове у них торчат проволочки или длинные усы-антенны.
Ежегодно кукол выносят на центральную площадь племени Хопи и устраивают вокруг них празднества с пением и танцами.