Полезная информация

03.10.2012

Тростевая кукла Явы очень прочно вошла в практику советских кукольных театров. Ее прямая предшественница появилась у нас впервые в самом начале 20-х годов в театре Нины Яковлевны и Ивана Семеновича Ефимовых. На их ширме «ходил», опираясь на палку, баснописец Крылов, «летала» на помеле Баба-Яга. У этих кукол голова была надета на палец, как у Петрушки, а жест создавался бутафорским предметом — палкой или помелом,— выполнявшим функции трости. Но вскоре (в 1930 г.) Ефимовы поставили сцены из шекспировского «Макбета», в которых герои свободно жестикулировали уже обеими руками.

03.10.2012

В Индонезии, огромном многоостровном государстве, объемные деревянные куклы известны только на Яве и на соседней с ней Мадуре, на которую они попали, очевидно, с Явы. Представления объемных кукол называют здесь ваянг го лек.

03.10.2012

В тайском языке объемную театральную куклу называют хун. Это слово означает также «копия», «репродукция», «изображение», «портрет», «то, что выглядит как реальный предмет» [444, с. 59]. В Таиланде хун — это всегда кукла на палке, других видов объемных театральных кукол тайцы, видимо, не знали. Однако кукла на палке известна здесь в трех разновидностях, две из которых стали уже историей. Самые старые куклы называют хун луанг (королевские куклы) или хун яй (большие куклы), у них палка сочетается с дополнительными нитями.

03.10.2012

Объемная кукла на палке получила наибольшее распространение в Китае. В этой технике показывали представления по всей огромной стране, но особенно много на юге. Самая разработанная форма сложилась в южной провинции Гуандун. Кукла на палке там настолько популярна, что местные жители, говоря «кукольный театр» (куйлэйси), имеют в виду именно представления куклы на палке, развернутый термин джантоу куйлэйси (джантоу — палка) употребляется ими редко

03.10.2012

Жители Бенгалии называют свой театр кукол на палке путул нач («танцующие куклы»: путул — кукла, нач — танец).
Для народов Индии эта форма кукольного театра крайне редкая, куклы на палке за пределами Бенгалии встречаются в соседних штатах Андхра-Прадеш и Орисса, но там они не слишком популярны (а в Ориссе появились сравнительно недавно) и, по всей видимости, были занесены бродячими бенгальскими труппами путул нача.

03.10.2012

География традиционных представлений Азии, в которых объемную куклу показывают, держа снизу за палку, ограниченна. В Индии они встречаются только на востоке — в бенгальской традиции путул нач, в соседние с Западной Бенгалией штаты Андхра Прадеш и Орисса были занесены бенгальскими труппами, но не стали там популярными. Поэтому традицию путул нача можно рассматривать как явление исключительное и локальное для театра объемных кукол Индии.

03.10.2012

В Бирме получил распространение только один вид кукольного театра — театр марионеток. Сведения о нем появляются в XV в., сначала в виде упоминания имен кукольников в надписи на каменной стеле 1444 г., позднее — в поэме «Бурида» Шин Маха Рататары, созданной в 1484 г. В поэме повествуется о жизни короля драконов. Войско драконов, завоевывая страну, нападает с неба; драконы свисают, извиваясь и дергаясь, с деревьев, будто ими, как марионетками, управляют сверху с помощью веревок

03.10.2012

Термин куйлэй, которым в китайском языке называют объемную деревянную куклу, причем часто подразумевая именно куклу, управляемую нитками, впервые встречается в древней книге, написанной около 178 г. Но эта книга не дает бесспорного факта, позволяющего говорить о существовании марионеток во II в., так как термин употреблен в ней в более широком' смысле — относится и к театру кукол, и к театру актеров в масках [245, с. 97, 98]. (Дело, видимо, в том, что и марионетки и маски вырезались из дерева.)

03.10.2012

Как можно понять из предыдущих частей книги, в народном театре Индии можно встретить все основные виды кукол; самые распространенные из объемных форм — марионетки, или куклы, управляемые сверху нитями. До второй половины XX в. представления марионеток давали в нынешних штатах Махараштра, Раджастхан, Западная Бенгалия, Орисса, Тамилнад, Карнатак, Андхра-Прадеш, т. е. почти по всей стране. Однако сейчас народные куклы доживают свои последние дни.

03.10.2012

Первые факты истории иранских кукол на нитках донесла до нас средневековая персидская литература. Они встречаются в произведениях знаменитых поэтов Омара Хайяма (Ю48—1122) и Гянджеви Низами (1141 — 1203). У Омара Хайяма в одном из четверостиший («рубай») находим:

Стоимость билетов
Телефон для справок
Всероссийский Социологический опрос Театральных зрителей
Культура малой родины
Независимая оценка качества оказываемых услуг
Гранты России
Персональные данные детей береги свои персональные данные
Год театра в России

© Смоленский Театр кукол имени Д.Н.Светильникова, 2009 - 2019

+7 (4812) 38-91-61 (касса театра)

Смоленск, Дзержинского 15а

Посмотреть на карте

WebCanape - разработка и продвижение сайта