Куклы на палках

Куклы на палках

География традиционных представлений Азии, в которых объемную куклу показывают, держа снизу за палку, ограниченна. В Индии они встречаются только на востоке — в бенгальской традиции путул нач, в соседние с Западной Бенгалией штаты Андхра Прадеш и Орисса были занесены бенгальскими труппами, но не стали там популярными. Поэтому традицию путул нача можно рассматривать как явление исключительное и локальное для театра объемных кукол Индии.

ГБУК "Смоленский областной театр кукол имени Д.Н. Светильникова"
214000 г.Смоленск, ул.Дзержинского, д.15-а
+7 910 113-80-93
03.10.2012

География традиционных представлений Азии, в которых объемную куклу показывают, держа снизу за палку, ограниченна. В Индии они встречаются только на востоке — в бенгальской традиции путул нач, в соседние с Западной Бенгалией штаты Андхра Прадеш и Орисса были занесены бенгальскими труппами, но не стали там популярными. Поэтому традицию путул нача можно рассматривать как явление исключительное и локальное для театра объемных кукол Индии. Другая, совершенно противоположная картина открывается в Китае. Там кукла на палке получила наибольшее распространение и обрела несколько разновидностей. Под явным влиянием Китая кукла на палке попала в Японию, Таиланд, Вьетнам, и очень похоже, что и на Яве театр объемных кукол ваянг голек зародился под воздействием китайских кукольников. Дошедшие до нас сведения глухо говорят и о применении в прошлом кукол на палках в религиозных представлениях Ирана и Тибета.
Описания уже исчезнувших представлений, сохранившиеся в некоторых музеях куклы XIX в., а также существующие еще и по сей день традиционные театры позволяют разделить традиционные куклы на палке Азии на три вида: 1) простейшие куклы на палке без дополнительных приспособлений (вышли из употребления, но применялись в религиозных представлениях Ирана и Тибета); 2) куклы на палке с дополнительными нитями для управления рук или других деталей (в прошлом были известны в Таиланде, сохранились в Бенгалии); 3) куклы на палке с дополнительными тростями для управления руками куклы, для создания жестов, получившие на Западе название «тростевых» и существующие и поныне в Китае, Индонезии (на Яве), Таиланде, Вьетнаме, Японии.
В китайском театре трости для управления кукольными руками могут сочетаться с нитями-тяжами, приводящими в движение элементы лица и головы. Самую сложную, таким образом, самую разработанную технику управления куклой и, следовательно, самую подвижную и наиболее выразительную по своему пластическому языку куклу на палке мы находим в Китае.
В данной части книги будут описаны четыре разновидности традиционных кукол на палке, входивших в представления Китая, Индии (Бенгалии), Таиланда, Индонезии (Явы).

Назад

© Смоленский Театр кукол имени Д.Н.Светильникова, 2009 - 2021

+7 (4812) 38-91-61 (касса театра)

Смоленск, Дзержинского 15а

Посмотреть на карте

WebCanape - разработка и продвижение сайта