«Марионетте», или куклы на нитях

«Марионетте», или куклы на нитях

Не менее популярная техника кукольных представлений в Италии — театр марионеток, то есть кукол, управляемых сверху нитями. Его развитие совпало с развитием оперы, пения «бельканто», балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской драматургии и заученных репликах.
Марионетки копировали представления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. К XVII веку марионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились свои маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитых театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа нитей и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.

ГБУК "Смоленский областной театр кукол имени Д.Н. Светильникова"
214000 г.Смоленск, ул.Дзержинского, д.15-а
+7 910 113-80-93
04.10.2012

Не менее популярная техника кукольных представлений в Италии — театр марионеток, то есть кукол, управляемых сверху нитями. Его развитие совпало с развитием оперы, пения «бельканто», балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской драматургии и заученных репликах.
Марионетки копировали представления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. К XVII веку марионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились свои маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитых театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа нитей и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.
Среди свидетельств, относящихся к XVII веку, встречаются лишь названия опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Более конкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историка венецианского театра Гроппо «Общие сведения о театрах Венеции», изданной в 1766
году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году в павильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик, воспроизводивший в миниатюре прославленный в Европе венецианский театр Сен-Джованни Грисостомо. Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собирая всю знать Венеции.
На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. В печати постоянно мелькали слова восторга, высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток «Филандо». Зрители поражались способности кукольных балерин выполнять все фиоритуры танцовщиц знаменитого театра JIa Скала. Куклы-танцовщицы в театре Феано в Риме были так совершенны, что местные власти, заботясь о нравственности римлян, принудили кукольников надеть на балерин голубые панталончики — такие, какие в те времена обычно выглядывали из-под платьиц благовоспитанных девочек.
Традиционная итальянская марионеточная сцена обрамлялась порталом, имела кулисы и задник — в миниатюре там было все, что полагалось театральной европейской сцене. Но было и отличие — за задником пристраивался помост, с высоты которого кукловоды водили марионеток по сцене с помощью длинных нитей. Нитей у
традиционных марионеток было немного. Как правило, нити сочетались с тонким железным прутом, прикрепленным к голове куклы, — на этом пруте висела сама кукла, а с помощью нитей, идущих к ее рукам и ногам, создавались жесты и походка. Еще одна дополнительная нить, идущая к спине, наклоняет куклу, позволяет ей принимать более свободные позы. Для твердости походки в башмачки подкладывали кусочки свинца. Количество нитей стало увеличиваться к концу XIX века и, вероятно, достигло апогея в театре Подрекки, где число их доходило до двадцати. Вместе с увеличением числа нитей перестал применяться металлический прут. И еще одна особенность марионеточного театра (не только итальянского, а вообще европейского) — в спектаклях существовало обязательно разделение на актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта черта сохраняется и сегодня: современные спектакли идут под запись музыки и актерских голосов.
Великолепное описание марионеточных театров Италии оставил Стендаль. В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневник и, вернувшись, опубликовал их под названием: «Рим. Неаполь. Флоренция». В каждом их этих городов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали у него восхищение: 
«29 января (1817 г., Флоренция). Сегодня вечером Натан ввел меня в общество богатых купцов под тем предлогом, что хочет показать мне очень красивый театр марионеток. Эта прелестная игрушка не более пяти футов в ширину, но тем не менее она является точной копией театра Ла Скала. Перед началом представления в гостиной потушили свет. Декорации весьма эффектные, несмотря на свой небольшой размер. Там горят маленькие лампы, по величине подходящие ко всему остальному, и вся смена декораций производится очень быстро, точно таким же образом, как в Ла Скала. Это необыкновенно, очаровательно. Труппа из двадцати четырех марионеток, ростов в восемь дюймов, со свинцовыми ногами, разыграла прелестную, немного вольную комедию — сокращенную «Мандрагору» Макиавелли. Затем марионетки весьма грациозно исполнили небольшой балет».
К концу XIX века слава марионеток начала меркнуть. Она вспыхнула еще раз ярким светом в первой половине XX века благодаря театру «Пиколли-ди Подрекка», созданному крупным итальянским музыковедом и страстным любителем кукольного искусства Витторио ди Подрекка. Но после его смерти, хотя марионетки не ушли из жизни итальянцев и выступают по сей день, они ведут скромное, тихое существование.
Театры марионеток Франции мало отличались от итальянских. Они также были очень популярны и даже соперничали в XVII- XVIII веках с театрами живых актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Кроме того, народные кукольники-профессионалы давали спектакли во французских аристократических гостиницах.
Но в XIX веке кукольный театр входит в домашнюю жизнь французской городской семьи, спектакли начинают показывать любители.
Театр марионеток получил большое распространение во многих европейских странах, в Бельгии, Англии, Чехии, Германии, а благодаря английским кукольникам — и в Новом Свете. В Чехии, кстати, существует до тысячи постоянных кукольных театров, не считая театров при школах и кочующих.
В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к началу царствования Анны Иоанновны (1730- 1740), когда немецкие «показыватели» неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих кукол называли «выпускными». Но во второй половине XVIII века в русский язык окончательно входит слово «марионетка».
Однако до середины XIX века марионеточные спектакли дают только иностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший в XVIII веке, в основном из разговорных пьес. Они снимают для своих выступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построен специальный «комедиантский амбар» для марионеточных представлений. Но существовало одно неудобство: далеко не вся публика понимала иностранные языки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах. Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических номеров — трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых можно легко обойтись без текста.
Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работы нескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно, поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя им второстепенные роли и обучая кукловождению.
Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра и научившись управлять маленькими артистами с помощью нитей, расставались со своими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно.
К концу XIX века представления марионеточного театра можно было увидеть уже на народных гуляньях, на любой ярмарке не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах России. 
Разговорные пьесы практически полностью исчезли из репертуара русских марионеток. Но, постоянно выступая, народные кукольники великолепно овладели сложной техникой марионеточного театра. Постоянных помещений у них не было, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый бала-ган. Такие сооружения можно было застать еще в начале 20-х годов в московских садах и парках.
Кроме того, в России, как и за рубежом, большое распространение получили домаш-ние кукольные театры. Именно из них в начале XX века стали одна за другой появ-ляться любительские студии. Однако довести работу до конца, показать спектакль широкой публике долгое время никому не удавалось.
Ближе всех к созданию профессионального театра кукол подошли Ю.Слонимская и супруги Ефимовы. Премьера их спектакля состоялась в феврале 1916 года. Однако жизнь театра оказалась недолгой: Ю.Слонимская и некоторые студийцы после Октябрьской революции эмигрировали из России, и театр распался.
После революции марионетки почти совсем ушли из практики русских кукольников — они предпочитали играть с перчаточными и тростевыми куклами.

Назад

Стоимость билетов
Телефон для справок
Всероссийский Социологический опрос Театральных зрителей
Культура малой родины
Независимая оценка качества оказываемых услуг
Гранты России
Персональные данные детей береги свои персональные данные
Год театра в России

© Смоленский Театр кукол имени Д.Н.Светильникова, 2009 - 2019

+7 (4812) 38-91-61 (касса театра)

Смоленск, Дзержинского 15а

Посмотреть на карте

WebCanape - разработка и продвижение сайта