Кукольный театр в России

Кукольный театр в России

Почти ничего не известно о том, какими были представления перчаточной куклы в России до XIX века. К более ранним свидетельствам относятся лишь рисунок и краткое описание немецкого дипломата Адама Олеария, относящиеся к первой половине
XVII века. По его свидетельству, при царе Алексее Михайловиче у нас уже устраиваются переносные сцены с представлениями марионетных пьес. Для этого, говорит он, они «обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную сторону ее вверх и устраивают над головой своей таким образом нечто вроде сцены, с которою они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

ГБУК "Смоленский областной театр кукол имени Д.Н. Светильникова"
214000 г.Смоленск, ул.Дзержинского, д.15-а
+7 910 113-80-93
04.10.2012

Почти ничего не известно о том, какими были представления перчаточной куклы в России до XIX века. К более ранним свидетельствам относятся лишь рисунок и краткое описание немецкого дипломата Адама Олеария, относящиеся к первой половине
XVII века. По его свидетельству, при царе Алексее Михайловиче у нас уже устраиваются переносные сцены с представлениями марионетных пьес. Для этого, говорит он, они «обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную сторону ее вверх и устраивают над головой своей таким образом нечто вроде сцены, с которою они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».
Иногда же, вместо подобного устройства, скоморохи носили на голове простые доски с подвижными куклами, придавая им различные забавные положения, — такие скоморохи были как русские, так и голландцы. Представляемые ими фарсы несли на себе яркий отпечаток сальности и цинизма,
что и вызывало преследование их со стороны светских властей и духовенства. На такие неблагопристойные представления стекалась большая толпа, и на них смотрели женщины и дети, что, как вы понимаете, не способствовало их нравственному совершенствованию. «Цинизм фарсов заключался в передаче движениями марионеток, речами и даже телодвижениями скоморохов сладострастных сцен, причем не стеснялись изображением их в самых грубых формах, оскорбляющих стыдливость обоих полов» .
Как все это напоминает сегодняшнюю эстраду, не правда ли? Сделав круг, достигнув замечательных высот сценического искусства, мы снова скатились в массовое, «народное низовое» пространство человеческой культуры, другими словами, на ее дно.
Подобные низменные пристрастья вызывали вполне заслуженные упреки со стороны Церкви, и именно подобные выходки скоморохов вызвали запрещения этих видов игрищ.
Мода на эти представления в высшем обществе зарождалась скорее всего после смерти Петра I, который не слишком жаловал их, считая пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется. Европейские марионетки все чаще пересекают границы России, столичные газеты не гнушаются печатать о них объявления и статьи. На первых порах этих неизвестных в России кукол называют «выпускными», но вскоре в русский язык входит слово «марионетка». Так, уже в одном объявлении, напечатанном в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1743 год, некий Мартин Ниренбах извещает публику: «Чрез сие чинится известно, что находящийся здесь комедиант Мартин Ниренбах по понедельникам и четвергам пополудни в начале шестого часа продолжать имеет марионетовы итальянские комедии» . Но термин в это время еще не очень укоренился, судя по тому, что в другом объявлении, напечатанном через два года после этого, кукольник приглашает зрителей на представление «выпускных» кукол; Однако во второй половине XVIII века термин «выпускные куклы» окончательно уступает место термину «марионетка».
До середины XIX века марионеточные спектакли дают иностранцы.
Русский кукольный театр второй половины XIX века довольно легко разделить на две ветви. Первая (назовем ее «балаганной») вела к усложнению техники кукловождения, к овладению новыми системами. Кукольники этой категории стремились поразить зрителя необычностью и великолепием действа: яркими декорациями и богатыми костюмами кукол, демонстрацией экзотических персонажей, а главное — максимальной «реальностью». Такое представление мы сегодня назвали бы «шоу». Внешне их куклы уподоблялись людям, имитировали «человеческие профессии, занятия, ситуации. Кукольники в своих балаганах снаружи и внутри старались подражать цирку или «настоящему» театру. Так возникали механические, марионеточные кукольные театры, имевшие собственное помещение, постоянную труппу профессионалов-кукольников и широко использующие письменную рекламу.
Другая ветвь — театр бытовой, бродячий или временный (хозяин только по праздникам становился кукольником) — продолжала традиции народных увеселений. Внешне такие театры изменялись мало, содержание тоже оставалось постоянным, хотя и здесь наблюдались свои изменения: сценки объединяются вокруг одного героя, переход от комментирования действий кукол к разговорным сценам. Зрители предпочитали сценки, где куклы сами вели разговор, где их реплики носили злободневный образный характер, где имелся герой, который дурачил, обманывал, наказывал других персонажей.
Все это прямо вело к появлению «Петрушки». Появившись, он легко поглощал или объединял своим именем существовавший до него или параллельно с ним бытовой кукольный театр, который преимущественно состоял из отдельных, не связанных друг с другом сценок.
К концу XIX века русские народные кукольники владели техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках и театра перчаточных кукол, или «петрушек».

Назад

Стоимость билетов
Телефон для справок
Всероссийский Социологический опрос Театральных зрителей
Культура малой родины
Независимая оценка качества оказываемых услуг
Гранты России
Персональные данные детей береги свои персональные данные
Год театра в России

© Смоленский Театр кукол имени Д.Н.Светильникова, 2009 - 2019

+7 (4812) 38-91-61 (касса театра)

Смоленск, Дзержинского 15а

Посмотреть на карте

WebCanape - разработка и продвижение сайта