- Главная
- Новости
- Полезная информация
- Амьенский Ляфлёр
Амьенский Ляфлёр
Театры марионеток Франции мало отличаются от итальянских. Как и итальянские, они были очень популярны и даже соперничали в XVII-XVIII веках с театрами живых актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Репертуар
этих театров собран и неоднократно публиковался французскими издателями. В основном в них исполнялись мелодраматические пьесы.
Одна из специфических черт кукольных спектаклей состоит в том, что они всегда стремятся группировать репертуар вокруг какого-то одного героя. И этот герой, как правило, служит выражением местного народного духа. На севере Франции, в Амьене, следствием этого свойства стало рождение еще одного французского кукольного героя, но уже не на ширмах бродячих кукольников, а на подмостках маленьких постоянных городских театриков, персонажи которых висели на нитках. Имя этого героя — Ляфлер.
Его появление относится к XVIII веку, но, может быть, и раньше. По мнению некоторых исследователей, толчком к созданию этого персонажа послужило нашумевшее в Амьене в 1649 году дело некоего слуги Ляфлера, арестованного за дебош, который он учинил во время религиозного шествия по улицам Амьена. Ляфлера судили и жестоко наказали — он был казнен. Но симпатии народа, видимо, были на стороне казненного слуги, по происхождению пикардийского крестьянина (Амьен — центр Пикардии). Кто-то из местных кукольников вскоре вывел на сцену своего марионеточного театрика деревянного Ляфлера. А некоторое время спустя он стал главным героем амьенских кукольных представлений. И хотя слава Ляфлера не вышла за пределы Амьена, местные жители были влюблены в своего кукольного героя и вообще в своих «каботэнов», как они называли на своем пикардийском наречии деревянных актеров.
Сохранившиеся куклы Ляфлера одеты в бархатный камзол, жилет и короткие панталоны. На ногах — полосатые красно-белые чулки. На голове — треуголка и поднятая кверху коса «катоган» (она говорит о том, что разница в возрасте между Гиньолем и Ляфлером невелика). Репертуар Ляфлера был обширен, он появлялся в любой пьесе, даже в Рождественских, на евангельские мотивы.
В XIX веке в Амьене процветало множество театриков Ляфлера. Но в начале XX века они стали один за другим закрываться. Накануне Второй мировой войны Ляфлер выходил на сцену уже только в одном театрике, но и он продержался недолго. Как и многие другие народные кукольные герои, Ляфлер ушел в историю своего народа. Там он оставил глубокий след — кто бы ни занимался французским театром кукол или пикардийским фольклором, не может пройти мимо этой яркой страницы прошлого французского кукольного театра.