Государственное бюджетное
учреждение культуры

Смоленский областной
театр кукол

имени Д.Н. Светильникова


Премьера - А. Толстой СЕМЬЯ ВУРДАЛАКА 16+

Люди театра

Валентина Лебедева

Валентина Лебедева

Актриса Смоленского областного театра кукол

Когда душа легка

4 Июнь 2014 Нет комментариев

D7T_1847

Валентина Лебедева, актриса Смоленского областного театра кукол им. Д.Н. Светильникова, отметила 30 лет творческой деятельности на сцене театра и первый юбилей зрелого человека. Сегодня она – гость «СН».
– Валентина Николаевна, я был на Вашем бенефисе, это спектакль-розыгрыш «Муха-цокотуха» по К.И. Чуковскому и, говорю это без тени лицемерия, восхищался Вашей работой. Так Вы были легки, пластичны, сколько света и тепла шло от Вашей героини в зал. Как Вам удаётся так светиться на сцене? Как Вы сами воспринимаете состоявшийся спектакль?
– Я очень давно хотела сыграть в спектакле именно по К.И. Чуковскому, и именно «Муху-цокотуху». Почему-то это желание меня никогда не покидало. Мне нравилась эта сказка, я читала её сыну, потом, спустя годы, дочери. Даже поступая в театральный институт (Санкт-Петербургская академия театрального искусства, отделение «Актёры театра кукол» – А.Б.), для экзамена по актёрскому мастерству я выбрала «Муху-цокотуху». Так что это моё любимое произведение.
– А когда Вы поступали в Академию?
– Уже работая в нашем театре, это был 1990 год. О постановке «Мухи-цокотухи» мы разговаривали ещё с Галиной Карбовничей, когда она ещё не работала в нашем театре, но Галина Алексеевна скончалась, и наша с ней мечта не воплотилась. Но, слава Богу, появился Павел Валентинович Акинин – режиссёр-постановщик нашего театра и главный режиссер Брянского областного театра кукол, очень интересный, талантливый человек, зажигающий. А поскольку у меня приближался юбилей – 30 лет на сцене и 50 лет со дня рождения, я решила обратиться к нему с просьбой сделать этот материал. Он согласился и предложил мне выбрать партнера. Я остановила свой выбор на Владимире Арбузове. Это чудесный актёр и человек, с ним очень легко работать, втроём буквально за одну неделю мы сделали постановку. Как смотрится спектакль на одном дыхании, так мы его и репетировали. Были все мокрые, все в поту и мыле, репетировали с утра и до вечера.
– Вы тридцать лет на одной сцене, как состоялся Ваш выбор профессии?
– После школы я поступила в областное культурно-просветительное училище. Все были шокированы моим выбором, мама думала, что дочь пойдёт в институт, получит хорошую специальность, а кукловод – разве это профессия?! В мамином понимании это вообще ничто. Она хотела видеть меня врачом. Я тоже намеревалась пойти в мединститут, но класса с девятого это желание пропало. Учась в десятом классе, я ездила в Москву, пробовала поступать в Щукинское театральное училище, прошла два тура, а на третий не поехала из-за маминых протестов. Мой выбор приводил её просто в шок. На училище пришлось поставить крест, но я отстояла своё стремление, поступила в культпросветучилище, и по окончании меня распределили в Смоленский театр кукол. Тогда он находился в здании «Днепровские ворота».
– Припоминаю, там не было ни сцены, ни гримёрок…
– Там не было ничего!
– Что дало Вам сил не плюнуть, не уйти, не удовлетворить мамино желание?
– Наверное, театр – это какая-то особая атмосфера, которая затягивает. Мне сразу очень понравилась эта работа. С первых дней меня ввели в спектакль, который ставила педагог из Санкт-Петербургской академии театрального искусства Валентина Михайлова, это спектакль «Великий Коко». Она же меня и прослушивала. Стоит сказать, что прослушивание длилось три дня, я читала басни, стихи, проверяли мои музыкальные способности, но все испытания были выдержаны. И я стала работать, и, что называется, вписалась, хотя условий не было никаких. Мы всегда находились на колёсах, всё время гастролировали, дома я практически не бывала…
– Удивляюсь Вам и Вашим коллегам! Ведь театр это какая-никакая, но своя площадка, родные стены, наполненные соответствующей аурой, той самой, какую в нынешнем здании театру ещё предстоит нарабатывать, не понимаю, что так грело Вас на бесконечных подмостках и в мытарствах? В чём такая притягательная сила в искусстве кукловода?
– Вот зацепило! За тридцать лет работы ни разу не возникало желание уйти, сменить профессию. Ни разу! Притом, что спектакли были упрощённые, театра как такового не было, постоянные разъезды, всё время жизнь в гостиницах, своих детей практически не видишь, тем не менее, до сих пор и подумать не могу расстаться со своей профессией.
– Расскажите о любимых Ваших работах.
– Мне очень нравилось в своё время – это было достаточно давно – работать с режиссёром из Симферопольского театра кукол Борисом Ивановичем Азаровым. Он приезжал к нам на постановки, приглашала его наш бывший директор Г.Г. Радговская. В его спектакле «Ищи ветра в поле» я играла роль Скомороха. Сама по себе постановка была очень интересной, красивые актёрские работы, все ребята играли с удовольствием, на репетициях царила творческая атмосфера. Вот эта роль запала в душу. Потом, когда у нас работала Г. А. Карбовничая, во всех её спектаклях, где мне довелось играть, исполненные роли оставляли в душе неизгладимый след. Очень интересный человек, замечательный режиссёр…
– Как Вы думаете, что даёт детям кукольный театр? Когда Вы выходите на сцену или работаете за ширмой, в чём видите свою главную задачу?
– Мне кажется, детям наш театр даёт очень многое. Моя задача, как, впрочем, и задача любого кукловода, – достучаться до детских сердец. Ребятам нужно рассказать, открыть, показать что-то необычайное, новое и интересное, чтобы они получили массу впечатлений, а в их душах поселилось добро. И, конечно же, самая большая неудача – это если зрители уходят равнодушными, когда не удалось их заинтересовать, зацепить. Что скрывать, такие спектакли у нас бывали.
– Что давало сил этому противостоять, прежде всего – внутренне? Не пойти рутинной стёжкой? Дескать, ну и ладно, зарплату платят, а всё прочее – пустяки…
– Нет, мне совсем не всё равно, как спектакль дети воспримут. Я неравнодушный человек. Работая над ролью, приходится и в себе копаться, что-то для себя открывать. Как-то так…
– Хорошо, а вне работы чему Вы посвящаете свой досуг?
– Раньше я очень любила смотреть спектакли других театров. Не только кукольных. Когда училась в Академии, всегда ходила на спектакли санкт-петербургских театров. БДТ, Александринка, Театр на Литейном – по несколько раз пересмотрела весь их репертуар. Побывала на всех спектаклях Льва Додина. А дома… Дома – семья, дети, им я посвящала весь свой досуг, а ещё я убеждённая дачница. Очень люблю заниматься огородом, что-то выращивать своими руками.
– Прекрасно! А как дети убеждённой дачницы относятся к тому, что их мама – актриса? Не ревнуют?
– Сын уже взрослый человек, а дочка даже гордится, что её мама – актриса. Сейчас дочери мамина любовь и забота достаётся, что называется, по полной программе, а вот сын, когда был маленьким, маму видел нечасто. Театра у нас не было, только гастроли, сын рос на руках у бабушки. Но он меня не упрекал, был окружён теплом и заботой.
– Вы упоминали Г.А. Карбовничую, поставишую на сцене смоленского театра кукол два спектакля для взрослых: «Клоп» по Маяковскому и «Мнимый больной» Мольера. Как Вы думаете, должен театр кукол обращаться к взрослому зрителю или нет?
– Обязательно. Театр кукол должен воспитывать молодёжь, студентов, а для их заинтересованного привлечения нужно ставить спектакли, рассчитанные на взрослую аудиторию. Что
и происходило, когда упомянутые Вами спектакли входили в репертуар театра кукол. С удовольствием шли молодые люди и на «Клопа», и на «Мнимого больного», открывая для себя искусство театра кукол. Вспомним, большинство смолян до недавнего времени даже не знали о существовании нашего театра. Когда я говорила, что работаю в театре кукол, все удивлялись и спрашивали, где такой находится. Наши студенты до недавнего времени тоже не знали, что такое театр кукол, а благодаря Г.А. Карбовничей открыли для себя этот вид театрального искусства. Сделали открытие – оказывается, спектакли театра кукол с интересом можно смотреть в любом возрасте, это универсальный вид театрального искусства. Очень жаль, что спектаклей Г.А. Карбовничей, поставленных на взрослую публику, сейчас на сцене нет.
– Руководство уверяет, что они обязательно будут восстановлены. Чем Вы живёте, что читаете?
– Читаю мало, сейчас как-то некогда. Дочь, работа, дача – по-моему, вполне достаточно. Знаете, театр кукол не даёт стареть, всё время ты имеешь дело со сказкой, благодаря чему и душа остаётся лёгкой, и сам стараешься быть моложе, активнее, зажигательнее. Я никогда не пожалела о выборе своей профессии.
– Вы своих детей приводили на спектакли в театр кукол? И если «да», они пристрастились к театральному искусству?
– Да, детей я приводила, но сын остался равнодушен к театру, а вот дочь… Сейчас ей девять лет, не знаю, кем она станет в будущем, но она очень любит театр, регулярно ходит на спектакли, хорошо читает стихи, посмотрим, что дальше будет.
– В 90-е труппа театра пережила своеобразный кризис, артисты были разделены, кто-то уходил, кто-то стремился занять какое-то место, деталей уже не помню, но впечатление о гнетущей общей атмосфере осталось. Потом в театр пришёл Ю.Н. Бабин, ситуация стабилизировалась, теперь вот новое здание, мы разговариваем в Вашей гримёрке, в прекрасном светлом помещении. О новом здании, его элегантности и удобстве уже многое сказано, а как отразилась эта перемена на настроениях коллектива в целом и Вашем в частности?
– Да, конфликты были, это правда, но я никогда участия в них не принимала, стараюсь со всеми жить дружно. Что касается нового здания, я думаю, не только коллектив театра, но и весь город должен быть благодарен нашему бывшему директору Юрию Никаноровичу Бабину за то, что он сумел добиться реконструкции здания бывшего райкома, и директору нынешнему – Владимиру Борисовичу Лаппе за то, что это здание превратилось в прекрасное учреждение культуры. Его Смоленск ждал 76 лет и уже не чаял дождаться. Впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь, формируя его личность, так вот, отныне маленьких смолян встречают белоснежный холл, мраморная лестница, хорошо оборудованные зрительные залы. Они приходят сюда и разделяют восторг от сказок со взрослыми. Что трудно переоценить. Сам свет здания и того, что они здесь увидят, останутся с ними на всю жизнь. Нам необходимо это помнить в своей работе, творческом поиске, поскольку в какой-то мере здесь формируется будущее нашей страны.
– После нашего разговора, не сомневаюсь, оно в надёжных руках. Благодарю за встречу.

Александр Березнев

http://www.smol-news.ru/?p=9220

Администрация
(тел. для справок )

(4812) 38-37-67
8 910 113 80 93 

Касса театра
(4812) 38-91-61 
Касса работает
вторник - пятница 11.00 - 18.30 (перерыв 14.30-15.00)
суббота 10.00 - 17.00
воскресенье 10.00-15.00
выходной понедельник


         

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ              

8 800 2000 122


 


 



 

Портал Культура.рф



На спектакли для детей
     БОЛЬШОЙ зал
1-4 ряд      230 руб.
5-6 ряд      300 руб.
7-10 ряд    230 руб.
11-13 ряд  210 руб.
14-15 ряд  190 руб.
 
    МАЛЫЙ зал
1-9 ряд      220 руб.
 
     BABY-театр
       200 руб.
 
На спектакли
для взрослых 240 руб.

Билет приобретается на каждого зрителя независимо от возраста. 

Посещать спектакли театра кукол рекомендуем с 3-х лет.